Лечение детей с неврологическими заболеваниями

    Неврологические отклонения обусловлены нарушением в работе периферической и центральной нервной системы ребенка. Возникнуть такие патологии могут как у новорожденных, так и у детей более старшего возраста. Провоцируют заболевания многочисленные факторы, в том числе и врожденные. Профилактику детской неврологии надо проводить с первых дней жизни младенца, а в случае подозрений в отклонениях развития ребенка, незамедлительно обращаться к врачу. Лечение подразумевает несколько методик, но их эффективность будет зависеть от своевременности терапии.

    Лечение детской неврологии

    Терапия при выявлении неврологии у ребенка назначается индивидуально. На первом приеме врач деликатно осматривает пациента. Если возникают затруднения в постановке диагноза, то дополнительно привлекаются другие специалисты. С радикальных мер лечение никогда не начинается. В первую очередь ребенку назначается специальный массаж, лечебная гимнастика и щадящая медикаментозная терапия. За ребенком закрепляется конкретный специалист, который будет отслеживать изменения в состоянии пациента.

    Аутизм

    Аутизм в настоящее время является малоизученным заболеванием. Не существует методов лечения болезни, ранней диагностики аутизма, не локализованы и неизвестны причины и механизм ее развития. Однако существуют методики, позволяющие корректировать и облегчать протекание аутизма.

    Симптомы:

    • Ребенок-аутист проявляет отрешенность от окружающего мира, он неспособен формировать контакты с людьми и очень привязан к матери (родителям).
    • У детей-аутистов отмечают задержку или регресс психического и речевого развития, расстройства речи, в речи ребенок не употребляет личных местоимений.
    • Наблюдается нарушение социальной адаптации, избегает контактов с посторонними, избегает зрительных и тактильных контактов, предпочитает боковое зрение, предпочитает неодушевленные предметы для игр.
    • Среди признаков аутизма у детей отмечается расстройство моторики и приверженность к стереотипной деятельности.
    • Слабая способность к обучению, вялый интерес к происходящему вокруг, не копирует поведение других
    • Непредсказуемо реагирует на события, боязнь ярких внешних раздражителей.
    • Склонность к истерикам, агрессии, самоагрессии.

    Один только признак не может свидетельствовать о заболевании. Окончательно развеять сомнения поможет обследование мозга. В НИИ Дети Индиго представлена диагностика аутизма с вызванными потенциалами. Метод предоставляет объективные данные, недоступные другим исследованиям. Уже в первые месяцы жизни возможно выявить патологии и спрогнозировать дальнейшее интеллектуальное развитие.

    Ранняя диагностика позволяет легче скорректировать проявления аутизма и быстрее адаптировать ребенка к самостоятельной жизни.

    Детский церебральный паралич

    Детский церебральный паралич или ДЦП — это комплекс нарушений, влияющих на способность человека двигаться, поддерживать равновесие и осанку. Слово «церебральный» указывает на состояние, касающейся головного мозга, а «паралич» означает «слабость», трудности с контролем мышц.

    Симптомы:

    • Изменения мышечного тонуса от полного расслабления до сильного напряжения;
    • Сильное напряжение мышц + повышенные рефлексы (спастика) — часто в виде изгиба тела ребенка в одну сторону, асимметричное положение конечностей;
    • Нарушение координации движений (атаксия);
    • Медленные, гибкие движения (атетоз);
    • Тремор или неконтролируемые беспорядочные движения;
    • Дети выражают беспричинное беспокойство или вялость;
    • Вторичными проявлениями бывают;
    • Расстройства сосания, глотания, слюнотечение;
    • Задержка в развитии речи;
    • Судороги (эпилепсия);
    • Нарушение зрения, слуха;
    • Умственная отсталость.

    У детей раннего возраста высокий потенциал головного мозга к регенерации, а потому лечение ДЦП стоит начинать как можно раньше.

    Задержка речевого развития

    Задержка речевого развития (ЗРР) — речевая патология, выражающаяся в более медленных темпах освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого развития.
    Задержка речевого развития может касаться как нарушений экспрессивной речи (ребенок испытывает трудности в произношении отдельных звуков, фраз или некоторых слов), так и патологий рецептивной речи (ребенок, не имея нарушений физического слуха, с трудом воспринимает и понимает речь других людей на слух).

    Задержка речевого и психического развития может начать проявляться уже в перввые месяцы жизни ребенка, однако, диагностировать ЗРР можно только в возрасте от 2-х лет. Выделяют следующие симптомы ЗРР у детей (2-лет):

    • общении ребенок использует всего несколько слов (при номе от 50 до 100 слов для этого возраста);
    • ребенок не проявляет интерес к новым словам и не повторяет их;
    • ребенок испытывает трудности при составлении коротких фраз из 2 слов;
    • ребенку тяжело дается восприятие речи взрослых, он не понимает и не выполняет просьбы родителей;
    • ребенок не знает как называются части его тела, а также не знает название окружающих предметов;
    • у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом
      зубов.

    Задержка речевого развития (3 до 6 лет) имеет место быть, если:

    • речь ребенка невнятная и непонятная даже для родителей;
    • темп речи ребенка ускорен, при разговоре он «проглатывает» окончания слов;
    • темп речи ребенка замедлен, при разговоре малыш растягивает слова;
    • ребенок испытывает трудности в построении простых предложений из 3 слов;
    • ребенку тяжело понимать и воспринимать простые рассказы, касающиеся недавних событий или чего-то, что будет в будущем;

    Программы лечения детей с задержкой речевого развития предполагают не только классический логопедический подход, но и применение современных творческих и двигательных методик.

    Задержка речевого и психоречевого развития

    Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше трех лет. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Особенно важно обнаружить отставание в более раннем периоде, даже пять лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. 

    Признаки задержки психоречевого развития:

    • четыре месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
    • восемь–девять месяцев : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
    • год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
    • полтора года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
    • два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
    • два с половиной года: применяет не больше 20 слов, не может из двух–трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
    • три года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов. Говорит слишком быстро, как бы проглатывая окончания, или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное. 

    Задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что корректировать нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности

    СДВГ — это нарушение развития ребенка, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).

    Проявление СДВГ:

    Невнимательность:

    • ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду);
    • не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих;
    • не доводит выполняемую работу до конца, кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их;
    • испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности;
    • избегает заданий, которые требуют длительного умствен­ного напряжения;
    • часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе – ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте;
    • легко отвлекается на посторонние стимулы;
    • постоянно все забывает.

    Гиперактивность:

    • ребенок суетлив, беспокоен, беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается;
    • не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.;
    • двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, караб­кается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко небезопасно;
    • не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным;
    • часто бывает болтливым.

    Импульсивность:

    • ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы;
    • с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуа­ции и обстановки;
    • обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим;
    • проявляет нетерпение, требует немедленного удовлетво­рения своих желаний.

    Иногда имеются и другие дополнительные признаки:

    • нарушение тонких движений (завязывание шнурков, поль­зование ножницами, раскрашивание, письма, рисования);
    • нарушение равновесия (дети с трудом учатся кататься на велосипеде, коньках);
    • нарушение зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом);
    • затруднение в отношениях со сверстниками и взрослыми — гиперактивное поведение может вызывать раздражение и у родителей, и у
    • учителей, провоцировать неприятие со стороны окружающих, что ожесточает ребенка и он становится неуправляемым.

    Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть вклю­чать как медикаментозную терапию, так и психологиче­скую коррекцию. В идеальном варианте ребенок дол­жен наблюдаться у врача и психолога, а также ощущать поддержку родителей, их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребенка в процессе лечения.

    Эпилепсия

    Эпилепсия — это хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными спонтанными приступами (пароксизмами), которые возникают в результате избыточных нейронных разрядов.

    Основные причины эпилепсии у детей:

    • Передача болезни по наследству;
    • Гипоксия на стадии внутриутробного развития;
    • Новообразования головного мозга;
    • Перенесенная нейроинфекция (менингит, энцефалит и пр.);
    • Роды с осложнениями (обвитие пуповиной, использование щипцов для извлечения плода);
    • Дефицит магния и цинка;
    • Травмы головы.

    Поводом для обращения к врачу должны стать следующие особенности:

    • Ребенок кричит и вздрагивает одновременно;
    • Спонтанно и хаотично дергает руками и ногами;
    • Внезапно фокусируется на одной точке, не реагирует на раздражители;
    • Замечено спонтанное сокращение мышц лица, а затем конечностей.

    Детский невролог может определить вид заболевания и причину его возникновения, решит, нуждается ребенок в медикаментозной терапии или же достаточно регулярного наблюдения. В ряде случаев приступы проходят сами по себе с возрастом.

    Энурез

    Энурез – это распространенное в детском возрасте заболевание, характеризующееся неспособностью ребенка контролировать акт мочеиспускания (другими словами – это непроизвольное мочеиспускание).

    Ночное недержание урины редко существует само по себе. Как правило, ему сопутствуют различные невротические или вегетативные нарушения, например:

    • замедление пульса;
    • снижение температуры тела;
    • посинение рук и ног;
    • эмоциональная лабильность;
    • раздражительность;
    • замкнутость;
    • снижение успеваемости в школе;
    • бруксизм (скрежет зубами во время сна);
    • беспокойный сон и др.

    Причины возникновения детского энуреза:

    • Замедленное развитие церебральных центров мочеиспускания. В норме с 2 до 4 лет окончательно формируются нервные центры, контролирующие мочеиспускание. Однако у некоторых детей происходит задержка их развития, вследствие чего возникает первичный энурез;
    • Наличие заболеваний мочеполовой системы. Привести к недержанию мочи могут врожденные и приобретенные патологии выделительной и половой систем. Например, аномальное строение мочеиспускательного канала (его сужение), наличие инфекционно-воспалительных заболеваний (вульвовагинита, баланопостита, пиелонефрита, цистита и др.);
    • Эндокринные нарушения. Некоторые заболевания, сопровождающиеся гормональными нарушениями, могут провоцировать развитие энуреза, например, сахарный диабет, гипотиреоз, гипертиреоз и др;
    • Воздействие стресса. При перенесенных ребенком психологических травмах развивается вторичный энурез. Наиболее часто к патологии приводят: развод родителей, переезд, смена детского сада/школы, появление нового члена семьи, смерть близкого человека, напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками;
    • Наследственная предрасположенность. Вероятность возникновения неконтролируемого мочеиспускания значительно повышается в том случае, если один или оба родителя когда-либо страдали от энуреза.

    Лечение энуреза – длительный процесс, успешность которого напрямую зависит от участия родителей. Следует поощрять ребенка при малейших успехах и ни в коем случае не ругать его за рецидив энуреза.

    Этот сайт использует cookies
    Понятно